СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Занятие 3

 

Эльвира Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали» 245 простых упражнений по системе Станиславского Тематика: Саморазвитие Расстановка пауз Правильная группировка слов и размещение пауз – одно из необходимых условий для хорошей, красивой речи, для верного ощущения природы своего языка и для умелого пользования им. Различают паузы логические и психологические. Психологическая пауза ставится довольно свободно. В то время как логическая пауза подчинена однажды и навсегда установленным законам, психологическая – не хочет знать никаких стеснений и ограничений. Она может быть поставлена перед и после любого слова, будь то часть речи (существительное, прилагательное, союз, наречие и проч.) или часть предложения (подлежащее, сказуемое, определение и проч). «Во всех указанных случаях, – писал Станиславский, – должно быть непременно соблюдено одно важное условие, а именно: полное оправдание паузы. Для этого необходимо руководствоваться внутренними намерениями автора пьесы, режиссера и самого артиста, создавшего свой подтекст. Психологическая пауза побеждает, насилует все без исключения существующие правила. В смысле беззакония она подобна своевольному правилу о “сопоставлении”, которое тоже нарушает все мешающее ему». ... Для доказательства анархизма психологической паузы приведу несколько примеров. Допустим, что кто‑то спрашивает: «Кого она выбрала себе в спутники?» Другой отвечает: «Тебя и меня». Ввиду того, что союз «и» никогда не отделяется от тех слов, которые он присоединяет, казалось бы, недопустимо делать остановку после него. Но для психологической паузы закон не писан, и потому можно сказать в ответ на заданный ранее вопрос: «Тебя и… (психологическая пауза, с поддразниванием, с жестикуляцией, мимикой и другой игрой, возбуждающими ревность)… меня!» Если бессловесное действие во время вводимой остановки достаточно оправдано и красноречиво, пауза после союза «и» не только приемлема, но и желательна, так как дает жизнь фразе. А вот еще пример своеволия психологической паузы. Казалось бы, нельзя говорить: «Этот (пауза) стул». «Тот (пауза) стол». «Сам (пауза) человек». Тем более что существует правило, запрещающее отделять эти слова от определяемых ими. Но психологической паузе все дозволено, и потому мы мажем сказать: «Этот (психологическая пауза для настойчивого указания избранного предмета) стул». «Тот (психологическая пауза для передачи нерешительности при выборе предмета) стол». «Сам (психологическая пауза с выражением восторга перед другим) человек». А вот еще новый пример своеволия психологической паузы. Нельзя сказать: «Он лежит под (пауза) кроватью». Но психологическая пауза оправдывает эту остановку и отрывает предлог от существительного. «Он лежит под (психологическая пауза с выражением отчаяния, негодования по поводу нетрезвого поведения другого) кроватью». [1] Психологическая пауза ставится перед и после любого слова. «Психологическая пауза является обоюдоострым мечом и может служить как на пользу так и во вред, – предупреждал Станиславский. – Если она поставлена не на месте и плохо оправдана, то производит обратное действие, то есть отвлекает от главного, мешает смыслу, выразительности и вносит путаницу. Если же она поставлена на месте, то помогает не только верной передаче мысли, но и внутреннему оживлению слова». [1] Нельзя злоупотреблять паузами не только логическими, но и психологическими. От этого речь становится путаной и растянутой. Между тем, на сцене такое явление встречается часто. Актеры любят «поиграть» на всем, на чем можно, в том числе и на молчании. Вот почему они готовы любую остановку превратить в психологическую паузу. Таким актерам, злоупотребляющим ею, Станиславский рекомендует допускать эту паузу только тогда, когда она совпадает с логической. Такой прием, по его мнению, уменьшит количество остановок. Паузы психологическая и логическая могут совпадать или не совпадать. Бывают случаи, когда логическая и психологическая паузы не совпадают, а стоят рядом друг с другом. При этом нередко последняя превышает, перевешивает, заслоняет собой первую, отчего страдает смысл и вносится путаница. Это тоже не может быть приветствуемо. Логическая пауза имеет свою относительную длительность. Но психологическая пауза не стесняется временем. Ее молчаливая остановка может быть очень продолжительной, конечно, при условии заполнения ее содержанием и активным бессловесным действием. Упражнение 185. «Логические и психологические паузы» Расставьте в тексте логические и психологические паузы. Прочитайте отрывок и запишите его на диктофон. ... Больше всего на свете я ненавижу гениев. Все эти гении – просто ослы, чем больше гений, тем больше осел. Уж такое это правило, из него не бывает исключений. Из гения, например, никогда не получится делец, как из жида не получится благотворитель или из сосновой шишки – мускатный орех. (Эдгар Аллан По. Делец) [35] Упражнение 186. «Совпадающие паузы» Расставьте в тексте логические и психологические паузы так, чтобы они совпадали. Прочитайте отрывок. ... Женщины кроткие, скромные меньше всего имеют надежды на это счастье; но зато они дороже его ценят. Как они благодарны тем мужьям, которые их любят, на какой пьедестал их ставят! Загляните в душу такой женщины! Ведь это храм, где совершается скромное торжество добродетели. Кроткая женщина не столько радуется тому, что ее любят, сколько торжествует, что род людской не совсем пал, что не одна красота, а и скромное, любящее сердце могут найти себе оценку. Это святое, духовное торжество, это ни с чем несравнимая радость победы добра и честной жизни над злом и развратом. Ну, вот и посудите теперь, честно ли обмануть такую женщину? (Островский Александр Николаевич. Не от мира сего) [36] Упражнение 187. «Расставьте знаки препинания» Из этого текста нарочно убраны знаки препинания. Расставьте их в соответствии с вашим пониманием текста. На основе этих знаков создайте интонационный рисунок текста. ... К. С. Станиславский. МОЯ ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ Наш знаменитый поэт К. Д. Бальмонт сказал как‑то «Надо творить навеки однажды и навсегда!» Сальвини творил навеки однажды и навсегда у Сальвини и у других гениев в эти минуты не было ни тормошни ни торопливости ни истерии ни чрезмерной напряженности ни перетянутого темпа напротив у них было сосредоточенное величавое спокойствие неторопливость которая позволяла доделывать всякое дело до самого конца значит ли это что они не волновались и не переживали со всей силой – внутри конечно нет Это значит только что подлинное вдохновение проявляется не так как описывают в плохих романах или как полагают плохие критики или как думаете вы Вдохновение проявляется в самых многообразных формах от самых неожиданных причин часто тайно от самого творящего. [2] Упражнение 188. «Несовпадающие паузы» Расставьте в тексте паузы таким образом, чтобы логические и психологические паузы не совпадали. Оправдайте это. Прочитайте отрывок. ... О.Уайльд. ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ Простые полевые цветы вянут, но опять расцветают. Будущим летом ракитник в июне будет так же сверкать золотом, как сейчас. Через месяц зацветет пурпурными звездами ломонос, и каждый год в зеленой ночи его листьев будут загораться все новые пурпурные звезды. А к нам молодость не возвращается. Слабеет пульс радости, что бьется так сильно в двадцать лет, дряхлеет тело, угасают чувства. Мы превращаемся в отвратительных марионеток с неотвязными воспоминаниями о тех страстях, которых мы слишком боялись, и соблазнах, которым мы не посмели уступить. Молодость! Молодость! В мире нет ничего, ей равного! [37] Упражнение 189. «Разночтения» Прочитайте вслух этот отрывок следующим образом: а) монотонно, слитно, не соблюдая пауз; б) так же монотонно, но останавливаясь в конце каждого речевого акта; в) соблюдая интонационный рисунок, делая необходимые интонационные загибы и остановки. Все варианты надо записать на диктофон. Прослушайте. Какой вариант, по вашему мнению, звучит наиболее естественно? ... Евгений Замятин. МЫ Много невероятного мне приходилось читать и слышать о тех временах, когда люди жили еще в свободном, то есть неорганизованном, диком состоянии. Но самым невероятным мне всегда казалось именно это: как тогдашняя – пусть даже зачаточная – государственная власть могла допустить, что люди жили без всякого подобия нашей Скрижали, без обязательных прогулок, без точного урегулирования сроков еды, вставали и ложились спать, когда им взбредет в голову; некоторые историки говорят даже, будто в те времена на улицах всю ночь горели огни, всю ночь по улицам ходили и ездили. [38] Упражнение 190. «Паузы и ударения» В предложенных фразах расставьте паузы, выделите ударные слова. Прочитайте отрывки в соответствии со своими пометками. Запишите на диктофон, затем прослушайте. ... Аристотель, самый знаменитый из древних мыслителей, полагал, что головной мозг предназначен для охлаждения крови, протекающей через него. Таким образом, важнейший орган оказался уподобленным воздушному кондиционеру. (А Азимов ) [39] ... Он чувствует холодный испуг. В громе музыки, в этих пристальных светах, в размерном движении людей – что‑то предопределенное, властное, чего нарушить нельзя. Да, он говорил то, что должен был говорить, что говорят все, что всякий другой сказал бы на его месте… Значит – покориться, быть так подвластным этим приманкам тела, что куда‑нибудь ехать сейчас – с этой женщиной из кофейни. (В. Гофман ) [40] ... Ты, конечно, не забыл тех сладких, поэтических минут нашей жизни, когда мы, в юношеских мечтах, все молодили вокруг себя, все обливали радужным блеском, всему вдыхали свежую, могучую жизнь, во все верили, всего надеялись, все любили. То было время золотое, время бесценное: румяное утро чистой, девственной мысли, благоуханная весна юного, расцветающего чувства! О, как дорого заплатил бы я теперь за одно из этих светлых мгновений, с какой жадностью бросился бы навстречу всякой былой мечте, как отпраздновал бы ее мимолетное возвращение! (Я. И. Надеждин) [41] Упражнение 191. «Интонация анекдота» Прочитайте анекдот о Ходже Насреддине. Выстройте интонацию, отмечая логические и психологические паузы. Потренируйтесь с диктофоном, а затем расскажите его пяти разным людям. Помните однако, что анекдот должен быть к месту. ... «ТОЛЬКО НЕ ВНУТРИ, А ТАМ, ГДЕ ХОТИТЕ!» У Ходжи спросили: «Когда несут покойника, то где следует находиться – впереди или позади гроба?» – «Только не внутри, – сказал Ходжа, – а там, где хотите, все равно». [42] Упражнение 192. «Правила чтения» Прочитайте стихотворение, стараясь соблюдать все рекомендации, данные в нем. А. В. Прянишников. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи, Следует клетку грудную расширить слегка и при этом Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком – Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность – Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
https://stanislavsky245.bib.bz/rasstanovka-pauz

Для чего нужны паузы?

https://bolsunov.com/pauzy-oratora.html

Пауза для привлечения внимания

Пауза делается в начале речи для того, чтобы удостовериться, что контакт с аудиторией осуществлён. Периодически, в течении доклада, можно делать короткие паузы, чтобы убеждаться в том, что Вас слушают.

Пауза для подчеркивания важности информации

Пауза делается обычно после важных или значительных фраз. И в этот момент у слушателей в голове звучат последние слова оратора. Можно делать паузу перед важной информацией, акцентируя на этом внимание. Например: «Сейчас вы услышите лично мое мнение…». После этого делается пауза. И даже те, кто не слушал – обратят внимание на следующее высказывание.

Пауза – время отдохнуть и подумать

Подумать, как оратору, так и слушателю. Постоянное произнесение речи и постоянное слушание – тяжелая работа, и нужно выделять короткие промежутки времени для отдыха или переваривания уже услышанного.

Но лекторы спешат. Часто из-за страха, что потеряют внимание.

Если Вы не позаботитесь о публике – потеряете публику. Слушатели устанут и перестанут Вас понимать. Информацию, сложную для восприятия, лучше перемежать паузами после каждой фразы.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭКСПРОМТОМ, БЕЗ ПАУЗ, практически, НЕВОЗМОЖНО!!! Либо, это будет не экспромт, а, значит, подготовленная, заученная речь. То есть, в такой речи не будет "жизни". Естественнол, интереса у зрителя, она НЕ ВЫЗОВЕТ.

Пауза воспринимается, как сигнал к переработке и усвоению услышанного предложения. Ухо слушателя ждет долгожданную точку (большую паузу), чтобы переварить уже услышанное. Иначе будет так, как в известной поговорке: “В одно ухо влетает – в другое вылетает”.

вира Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали» 245 простых упражнений по системе Станиславского Тематика: Саморазвитие Расстановка пауз Правильная группировка слов и размещение пауз – одно из необходимых условий для хорошей, красивой речи, для верного ощущения природы своего языка и для умелого пользования им. Различают паузы логические и психологические. Психологическая пауза ставится довольно свободно. В то время как логическая пауза подчинена однажды и навсегда установленным законам, психологическая – не хочет знать никаких стеснений и ограничений. Она может быть поставлена перед и после любого слова, будь то часть речи (существительное, прилагательное, союз, наречие и проч.) или часть предложения (подлежащее, сказуемое, определение и проч). «Во всех указанных случаях, – писал Станиславский, – должно быть непременно соблюдено одно важное условие, а именно: полное оправдание паузы. Для этого необходимо руководствоваться внутренними намерениями автора пьесы, режиссера и самого артиста, создавшего свой подтекст. Психологическая пауза побеждает, насилует все без исключения существующие правила. В смысле беззакония она подобна своевольному правилу о “сопоставлении”, которое тоже нарушает все мешающее ему». ... Для доказательства анархизма психологической паузы приведу несколько примеров. Допустим, что кто‑то спрашивает: «Кого она выбрала себе в спутники?» Другой отвечает: «Тебя и меня». Ввиду того, что союз «и» никогда не отделяется от тех слов, которые он присоединяет, казалось бы, недопустимо делать остановку после него. Но для психологической паузы закон не писан, и потому можно сказать в ответ на заданный ранее вопрос: «Тебя и… (психологическая пауза, с поддразниванием, с жестикуляцией, мимикой и другой игрой, возбуждающими ревность)… меня!» Если бессловесное действие во время вводимой остановки достаточно оправдано и красноречиво, пауза после союза «и» не только приемлема, но и желательна, так как дает жизнь фразе. А вот еще пример своеволия психологической паузы. Казалось бы, нельзя говорить: «Этот (пауза) стул». «Тот (пауза) стол». «Сам (пауза) человек». Тем более что существует правило, запрещающее отделять эти слова от определяемых ими. Но психологической паузе все дозволено, и потому мы мажем сказать: «Этот (психологическая пауза для настойчивого указания избранного предмета) стул». «Тот (психологическая пауза для передачи нерешительности при выборе предмета) стол». «Сам (психологическая пауза с выражением восторга перед другим) человек». А вот еще новый пример своеволия психологической паузы. Нельзя сказать: «Он лежит под (пауза) кроватью». Но психологическая пауза оправдывает эту остановку и отрывает предлог от существительного. «Он лежит под (психологическая пауза с выражением отчаяния, негодования по поводу нетрезвого поведения другого) кроватью». [1] Психологическая пауза ставится перед и после любого слова. «Психологическая пауза является обоюдоострым мечом и может служить как на пользу так и во вред, – предупреждал Станиславский. – Если она поставлена не на месте и плохо оправдана, то производит обратное действие, то есть отвлекает от главного, мешает смыслу, выразительности и вносит путаницу. Если же она поставлена на месте, то помогает не только верной передаче мысли, но и внутреннему оживлению слова». [1] Нельзя злоупотреблять паузами не только логическими, но и психологическими. От этого речь становится путаной и растянутой. Между тем, на сцене такое явление встречается часто. Актеры любят «поиграть» на всем, на чем можно, в том числе и на молчании. Вот почему они готовы любую остановку превратить в психологическую паузу. Таким актерам, злоупотребляющим ею, Станиславский рекомендует допускать эту паузу только тогда, когда она совпадает с логической. Такой прием, по его мнению, уменьшит количество остановок. Паузы психологическая и логическая могут совпадать или не совпадать. Бывают случаи, когда логическая и психологическая паузы не совпадают, а стоят рядом друг с другом. При этом нередко последняя превышает, перевешивает, заслоняет собой первую, отчего страдает смысл и вносится путаница. Это тоже не может быть приветствуемо. Логическая пауза имеет свою относительную длительность. Но психологическая пауза не стесняется временем. Ее молчаливая остановка может быть очень продолжительной, конечно, при условии заполнения ее содержанием и активным бессловесным действием. Упражнение 185. «Логические и психологические паузы» Расставьте в тексте логические и психологические паузы. Прочитайте отрывок и запишите его на диктофон. ... Больше всего на свете я ненавижу гениев. Все эти гении – просто ослы, чем больше гений, тем больше осел. Уж такое это правило, из него не бывает исключений. Из гения, например, никогда не получится делец, как из жида не получится благотворитель или из сосновой шишки – мускатный орех. (Эдгар Аллан По. Делец) [35] Упражнение 186. «Совпадающие паузы» Расставьте в тексте логические и психологические паузы так, чтобы они совпадали. Прочитайте отрывок. ... Женщины кроткие, скромные меньше всего имеют надежды на это счастье; но зато они дороже его ценят. Как они благодарны тем мужьям, которые их любят, на какой пьедестал их ставят! Загляните в душу такой женщины! Ведь это храм, где совершается скромное торжество добродетели. Кроткая женщина не столько радуется тому, что ее любят, сколько торжествует, что род людской не совсем пал, что не одна красота, а и скромное, любящее сердце могут найти себе оценку. Это святое, духовное торжество, это ни с чем несравнимая радость победы добра и честной жизни над злом и развратом. Ну, вот и посудите теперь, честно ли обмануть такую женщину? (Островский Александр Николаевич. Не от мира сего) [36] Упражнение 187. «Расставьте знаки препинания» Из этого текста нарочно убраны знаки препинания. Расставьте их в соответствии с вашим пониманием текста. На основе этих знаков создайте интонационный рисунок текста. ... К. С. Станиславский. МОЯ ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ Наш знаменитый поэт К. Д. Бальмонт сказал как‑то «Надо творить навеки однажды и навсегда!» Сальвини творил навеки однажды и навсегда у Сальвини и у других гениев в эти минуты не было ни тормошни ни торопливости ни истерии ни чрезмерной напряженности ни перетянутого темпа напротив у них было сосредоточенное величавое спокойствие неторопливость которая позволяла доделывать всякое дело до самого конца значит ли это что они не волновались и не переживали со всей силой – внутри конечно нет Это значит только что подлинное вдохновение проявляется не так как описывают в плохих романах или как полагают плохие критики или как думаете вы Вдохновение проявляется в самых многообразных формах от самых неожиданных причин часто тайно от самого творящего. [2] Упражнение 188. «Несовпадающие паузы» Расставьте в тексте паузы таким образом, чтобы логические и психологические паузы не совпадали. Оправдайте это. Прочитайте отрывок. ... О.Уайльд. ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ Простые полевые цветы вянут, но опять расцветают. Будущим летом ракитник в июне будет так же сверкать золотом, как сейчас. Через месяц зацветет пурпурными звездами ломонос, и каждый год в зеленой ночи его листьев будут загораться все новые пурпурные звезды. А к нам молодость не возвращается. Слабеет пульс радости, что бьется так сильно в двадцать лет, дряхлеет тело, угасают чувства. Мы превращаемся в отвратительных марионеток с неотвязными воспоминаниями о тех страстях, которых мы слишком боялись, и соблазнах, которым мы не посмели уступить. Молодость! Молодость! В мире нет ничего, ей равного! [37] Упражнение 189. «Разночтения» Прочитайте вслух этот отрывок следующим образом: а) монотонно, слитно, не соблюдая пауз; б) так же монотонно, но останавливаясь в конце каждого речевого акта; в) соблюдая интонационный рисунок, делая необходимые интонационные загибы и остановки. Все варианты надо записать на диктофон. Прослушайте. Какой вариант, по вашему мнению, звучит наиболее естественно? ... Евгений Замятин. МЫ Много невероятного мне приходилось читать и слышать о тех временах, когда люди жили еще в свободном, то есть неорганизованном, диком состоянии. Но самым невероятным мне всегда казалось именно это: как тогдашняя – пусть даже зачаточная – государственная власть могла допустить, что люди жили без всякого подобия нашей Скрижали, без обязательных прогулок, без точного урегулирования сроков еды, вставали и ложились спать, когда им взбредет в голову; некоторые историки говорят даже, будто в те времена на улицах всю ночь горели огни, всю ночь по улицам ходили и ездили. [38] Упражнение 190. «Паузы и ударения» В предложенных фразах расставьте паузы, выделите ударные слова. Прочитайте отрывки в соответствии со своими пометками. Запишите на диктофон, затем прослушайте. ... Аристотель, самый знаменитый из древних мыслителей, полагал, что головной мозг предназначен для охлаждения крови, протекающей через него. Таким образом, важнейший орган оказался уподобленным воздушному кондиционеру. (А Азимов ) [39] ... Он чувствует холодный испуг. В громе музыки, в этих пристальных светах, в размерном движении людей – что‑то предопределенное, властное, чего нарушить нельзя. Да, он говорил то, что должен был говорить, что говорят все, что всякий другой сказал бы на его месте… Значит – покориться, быть так подвластным этим приманкам тела, что куда‑нибудь ехать сейчас – с этой женщиной из кофейни. (В. Гофман ) [40] ... Ты, конечно, не забыл тех сладких, поэтических минут нашей жизни, когда мы, в юношеских мечтах, все молодили вокруг себя, все обливали радужным блеском, всему вдыхали свежую, могучую жизнь, во все верили, всего надеялись, все любили. То было время золотое, время бесценное: румяное утро чистой, девственной мысли, благоуханная весна юного, расцветающего чувства! О, как дорого заплатил бы я теперь за одно из этих светлых мгновений, с какой жадностью бросился бы навстречу всякой былой мечте, как отпраздновал бы ее мимолетное возвращение! (Я. И. Надеждин) [41] Упражнение 191. «Интонация анекдота» Прочитайте анекдот о Ходже Насреддине. Выстройте интонацию, отмечая логические и психологические паузы. Потренируйтесь с диктофоном, а затем расскажите его пяти разным людям. Помните однако, что анекдот должен быть к месту. ... «ТОЛЬКО НЕ ВНУТРИ, А ТАМ, ГДЕ ХОТИТЕ!» У Ходжи спросили: «Когда несут покойника, то где следует находиться – впереди или позади гроба?» – «Только не внутри, – сказал Ходжа, – а там, где хотите, все равно». [42] Упражнение 192. «Правила чтения» Прочитайте стихотворение, стараясь соблюдать все рекомендации, данные в нем. А. В. Прянишников. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи, Следует клетку грудную расширить слегка и при этом Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком – Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность – Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
https://stanislavsky245.bib.bz/rasstanovka-pauz

  Расхожий пример, который практически каждый человек знает или слышал с детства:

Задание 1. “Казнить I нельзя помиловать.

                     Казнить нельзя I помиловать”,

показывает, какое огромное значение для смысла всего высказывания, имеет пауза.

И, еще два примера:

*. Поездку отложить нельзя выезжать.

*. На утес одинокий орёл садится

 

Пауза перед каждым словом

Важный навык – умение выдержать паузу в любом месте предложения. В любом, после любого слова. А для этого мы выполним упражнение, в котором будем произносить речь с паузой…..после…..КАЖДОГО…..слова.

Пауза должна быть большой: 2-3 секунды.

Задание 2. Меня зовут Ди Ди Макгил, и умоляю, не надо спрашивать, что означают эти Д и Д. Я блондинка, шотландка по происхождению и страховой следователь по профессии, причем ни одно из перечисленных качеств — об этом часто приходится напоминать людям — еще не позволяет непременно считать меня плохим человеком. Живу я в Городе Ветров — месте прекрасном, если не брать в расчет политиков. Чикаго претендует на звание элегантного города, но ему никак не удается далеко уйти от собственного имени, которое на языке индейцев-оджибве означает «скунс».

Расстановка пауз

Правильная группировка слов и размещение пауз – одно из необходимых условий для хорошей, красивой речи, для верного ощущения природы своего языка и для умелого пользования им. Различают паузы логические и психологические. Психологическая пауза ставится довольно свободно. В то время как логическая пауза подчинена однажды и навсегда установленным законам, психологическая – не хочет знать никаких стеснений и ограничений. Она может быть поставлена перед и после любого слова, будь то часть речи (существительное, прилагательное, союз, наречие и проч.) или часть предложения (подлежащее, сказуемое, определение и проч). «Во всех указанных случаях, – писал Станиславский, – должно быть непременно соблюдено одно важное условие, а именно: полное оправдание паузы. Для этого необходимо руководствоваться внутренними намерениями автора пьесы, режиссера и самого артиста, создавшего свой подтекст.

Психологическая пауза ПОБЕЖДАЕТ, ИГНОРИРУЕТ все без исключения существующие правила.

В смысле беззакония она подобна своевольному правилу о “сопоставлении”, которое тоже нарушает все мешающее ему».

Пример - Задание 3.

Допустим, что кто‑то спрашивает:

«Кого она пригласила на день рождения?»

Другой отвечает:

«Тебя и меня».

Ввиду того, что союз «и» никогда не отделяется от тех слов, которые он присоединяет, казалось бы, недопустимо делать остановку после него.

Но для психологической паузы закон не писан, и потому можно сказать в ответ на заданный ранее вопрос:

«Тебя и… (психологическая пауза, с поддразниванием, с жестикуляцией, мимикой и другой игрой, возбуждающими ревность)… меня!»

Если бессловесное действие во время вводимой остановки достаточно оправдано и красноречиво, пауза после союза «и» не только приемлема, но и желательна, так как дает жизнь фразе.

А вот еще пример -Задание 4 - своеволия психологической паузы. Казалось бы, нельзя говорить:

*. «Этот (пауза) стул».

*. «Тот (пауза) стол».

*. «Сам (пауза) человек».

Тем более что существует правило, запрещающее отделять эти слова от определяемых ими.

Но психологической паузе все дозволено, и потому мы мажем сказать:

*. «Этот (психологическая пауза для настойчивого указания избранного предмета) стул».

*. «Тот (психологическая пауза для передачи нерешительности при выборе предмета) стол».

*. «Сам (психологическая пауза с выражением восторга перед другим) человек».

А вот еще новый пример своеволия психологической паузы.

в В обычной речи нельзя сказать:

пример - Задание 5

*.  «Он лежит под (пауза) кроватью».

Но психологическая пауза оправдывает эту остановку и отрывает предлог от существительного.

*.  «Он лежит под (психологическая пауза с выражением отчаяния, негодования по поводу нетрезвого поведения другого человека) кроватью». 

Психологическая пауза ставится перед и после любого слова. «Психологическая пауза является обоюдоострым мечом и может служить как на пользу так и во вред, – предупреждал Станиславский. – Если она поставлена не на месте и плохо оправдана, то производит обратное действие, то есть отвлекает от главного, мешает смыслу, выразительности и вносит путаницу. Если же она поставлена на месте, то помогает не только верной передаче мысли, но и внутреннему оживлению слова».

*.  "Ты что приехал?" (простая смс). Если неправильно понять смысл фразы — можно подумать, что тот, кто спрашивает, недоволен тем, что кто-то приехал. На такую смс могут и обидеться...

"Ты что, приехал?" (та же самая смс, но с запятой). Запятая в этом случае дает понять, что интересуются именно самим фактом приезда, и хотят, скорее всего, побыстрее увидеться...

 Нельзя злоупотреблять паузами не только логическими, но и психологическими.
От этого речь становится путаной и растянутой.

 Задание 6 «Расставьте знаки препинания»

Из этого текста нарочно убраны знаки препинания. Расставьте их в соответствии с вашим пониманием текста. На основе этих знаков создайте интонационный рисунок текста.

«Несовпадающие паузы»

Расставьте в тексте паузы таким образом, чтобы логические и психологические паузы не совпадали. Оправдайте это. Прочитайте отрывок.

О.Уайльд.  ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ

Простые полевые цветы вянут, но опять расцветают. Будущим летом ракитник в июне будет так же сверкать золотом, как сейчас. Через месяц зацветет пурпурными звездами ломонос, и каждый год в зеленой ночи его листьев будут загораться все новые пурпурные звезды. А к нам молодость не возвращается. Слабеет пульс радости, что бьется так сильно в двадцать лет, дряхлеет тело, угасают чувства. Мы превращаемся в отвратительных марионеток с неотвязными воспоминаниями о тех страстях, которых мы слишком боялись, и соблазнах, которым мы не посмели уступить. Молодость! Молодость! В мире нет ничего, ей равного! [37]

«Разночтения»

Прочитайте вслух этот отрывок следующим образом:

а) монотонно, слитно, не соблюдая пауз;

б) так же монотонно, но останавливаясь в конце каждого речевого акта;

в) соблюдая интонационный рисунок, делая необходимые интонационные загибы и остановки.

Все варианты надо записать на диктофон. Прослушайте. Какой вариант, по вашему мнению, звучит наиболее естественно?

...

Евгений Замятин.

МЫ

Много невероятного мне приходилось читать и слышать о тех временах, когда люди жили еще в свободном, то есть неорганизованном, диком состоянии. Но самым невероятным мне всегда казалось именно это: как тогдашняя – пусть даже зачаточная – государственная власть могла допустить, что люди жили без всякого подобия нашей Скрижали, без обязательных прогулок, без точного урегулирования сроков еды, вставали и ложились спать, когда им взбредет в голову; некоторые историки говорят даже, будто в те времена на улицах всю ночь горели огни, всю ночь по улицам ходили и ездили. [38]

Задание  «Паузы и ударения»

В предложенных фразах расставьте паузы, выделите ударные слова. Прочитайте отрывки в соответствии со своими пометками. Запишите на диктофон, затем прослушайте.

.Аристотель, самый знаменитый из древних мыслителей, полагал, что головной мозг предназначен для охлаждения крови, протекающей через него. Таким образом, важнейший орган оказался похожим на воздушный кондиционер.

Ты, конечно, не забыл тех сладких, поэтических минут нашей жизни, когда мы, в юношеских мечтах, все молодили вокруг себя, все обливали радужным блеском, всему вдыхали свежую, могучую жизнь, во все верили, всего надеялись, все любили. То было время золотое, время бесценное: румяное утро чистой, девственной мысли, благоуханная весна юного, расцветающего чувства! О, как дорого заплатил бы я теперь за одно из этих светлых мгновений, с какой жадностью бросился бы навстречу всякой былой мечте, как отпраздновал бы ее мимолетное возвращение!
 «Правила чтения»  Для понимания ОБЩИХ ПРАВИЛ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

В идеале, при разговоре, нужно соблюдать все рекомендации, приведенные ниже.

А. В. Прянишников. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –

Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

Эльвира Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали» 245 простых упражнений по системе Станиславского Тематика: Саморазвитие Расстановка пауз Правильная группировка слов и размещение пауз – одно из необходимых условий для хорошей, красивой речи, для верного ощущения природы своего языка и для умелого пользования им. Различают паузы логические и психологические. Психологическая пауза ставится довольно свободно. В то время как логическая пауза подчинена однажды и навсегда установленным законам, психологическая – не хочет знать никаких стеснений и ограничений. Она может быть поставлена перед и после любого слова, будь то часть речи (существительное, прилагательное, союз, наречие и проч.) или часть предложения (подлежащее, сказуемое, определение и проч). «Во всех указанных случаях, – писал Станиславский, – должно быть непременно соблюдено одно важное условие, а именно: полное оправдание паузы. Для этого необходимо руководствоваться внутренними намерениями автора пьесы, режиссера и самого артиста, создавшего свой подтекст. Психологическая пауза побеждает, насилует все без исключения существующие правила. В смысле беззакония она подобна своевольному правилу о “сопоставлении”, которое тоже нарушает все мешающее ему». ... Для доказательства анархизма психологической паузы приведу несколько примеров. Допустим, что кто‑то спрашивает: «Кого она выбрала себе в спутники?» Другой отвечает: «Тебя и меня». Ввиду того, что союз «и» никогда не отделяется от тех слов, которые он присоединяет, казалось бы, недопустимо делать остановку после него. Но для психологической паузы закон не писан, и потому можно сказать в ответ на заданный ранее вопрос: «Тебя и… (психологическая пауза, с поддразниванием, с жестикуляцией, мимикой и другой игрой, возбуждающими ревность)… меня!» Если бессловесное действие во время вводимой остановки достаточно оправдано и красноречиво, пауза после союза «и» не только приемлема, но и желательна, так как дает жизнь фразе. А вот еще пример своеволия психологической паузы. Казалось бы, нельзя говорить: «Этот (пауза) стул». «Тот (пауза) стол». «Сам (пауза) человек». Тем более что существует правило, запрещающее отделять эти слова от определяемых ими. Но психологической паузе все дозволено, и потому мы мажем сказать: «Этот (психологическая пауза для настойчивого указания избранного предмета) стул». «Тот (психологическая пауза для передачи нерешительности при выборе предмета) стол». «Сам (психологическая пауза с выражением восторга перед другим) человек». А вот еще новый пример своеволия психологической паузы. Нельзя сказать: «Он лежит под (пауза) кроватью». Но психологическая пауза оправдывает эту остановку и отрывает предлог от существительного. «Он лежит под (психологическая пауза с выражением отчаяния, негодования по поводу нетрезвого поведения другого) кроватью». [1] Психологическая пауза ставится перед и после любого слова. «Психологическая пауза является обоюдоострым мечом и может служить как на пользу так и во вред, – предупреждал Станиславский. – Если она поставлена не на месте и плохо оправдана, то производит обратное действие, то есть отвлекает от главного, мешает смыслу, выразительности и вносит путаницу. Если же она поставлена на месте, то помогает не только верной передаче мысли, но и внутреннему оживлению слова». [1] Нельзя злоупотреблять паузами не только логическими, но и психологическими. От этого речь становится путаной и растянутой. Между тем, на сцене такое явление встречается часто. Актеры любят «поиграть» на всем, на чем можно, в том числе и на молчании. Вот почему они готовы любую остановку превратить в психологическую паузу. Таким актерам, злоупотребляющим ею, Станиславский рекомендует допускать эту паузу только тогда, когда она совпадает с логической. Такой прием, по его мнению, уменьшит количество остановок. Паузы психологическая и логическая могут совпадать или не совпадать. Бывают случаи, когда логическая и психологическая паузы не совпадают, а стоят рядом друг с другом. При этом нередко последняя превышает, перевешивает, заслоняет собой первую, отчего страдает смысл и вносится путаница. Это тоже не может быть приветствуемо. Логическая пауза имеет свою относительную длительность. Но психологическая пауза не стесняется временем. Ее молчаливая остановка может быть очень продолжительной, конечно, при условии заполнения ее содержанием и активным бессловесным действием. Упражнение 185. «Логические и психологические паузы» Расставьте в тексте логические и психологические паузы. Прочитайте отрывок и запишите его на диктофон. ... Больше всего на свете я ненавижу гениев. Все эти гении – просто ослы, чем больше гений, тем больше осел. Уж такое это правило, из него не бывает исключений. Из гения, например, никогда не получится делец, как из жида не получится благотворитель или из сосновой шишки – мускатный орех. (Эдгар Аллан По. Делец) [35] Упражнение 186. «Совпадающие паузы» Расставьте в тексте логические и психологические паузы так, чтобы они совпадали. Прочитайте отрывок. ... Женщины кроткие, скромные меньше всего имеют надежды на это счастье; но зато они дороже его ценят. Как они благодарны тем мужьям, которые их любят, на какой пьедестал их ставят! Загляните в душу такой женщины! Ведь это храм, где совершается скромное торжество добродетели. Кроткая женщина не столько радуется тому, что ее любят, сколько торжествует, что род людской не совсем пал, что не одна красота, а и скромное, любящее сердце могут найти себе оценку. Это святое, духовное торжество, это ни с чем несравнимая радость победы добра и честной жизни над злом и развратом. Ну, вот и посудите теперь, честно ли обмануть такую женщину? (Островский Александр Николаевич. Не от мира сего) [36] Упражнение 187. «Расставьте знаки препинания» Из этого текста нарочно убраны знаки препинания. Расставьте их в соответствии с вашим пониманием текста. На основе этих знаков создайте интонационный рисунок текста. ... К. С. Станиславский. МОЯ ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ Наш знаменитый поэт К. Д. Бальмонт сказал как‑то «Надо творить навеки однажды и навсегда!» Сальвини творил навеки однажды и навсегда у Сальвини и у других гениев в эти минуты не было ни тормошни ни торопливости ни истерии ни чрезмерной напряженности ни перетянутого темпа напротив у них было сосредоточенное величавое спокойствие неторопливость которая позволяла доделывать всякое дело до самого конца значит ли это что они не волновались и не переживали со всей силой – внутри конечно нет Это значит только что подлинное вдохновение проявляется не так как описывают в плохих романах или как полагают плохие критики или как думаете вы Вдохновение проявляется в самых многообразных формах от самых неожиданных причин часто тайно от самого творящего. [2] Упражнение 188. «Несовпадающие паузы» Расставьте в тексте паузы таким образом, чтобы логические и психологические паузы не совпадали. Оправдайте это. Прочитайте отрывок. ... О.Уайльд. ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ Простые полевые цветы вянут, но опять расцветают. Будущим летом ракитник в июне будет так же сверкать золотом, как сейчас. Через месяц зацветет пурпурными звездами ломонос, и каждый год в зеленой ночи его листьев будут загораться все новые пурпурные звезды. А к нам молодость не возвращается. Слабеет пульс радости, что бьется так сильно в двадцать лет, дряхлеет тело, угасают чувства. Мы превращаемся в отвратительных марионеток с неотвязными воспоминаниями о тех страстях, которых мы слишком боялись, и соблазнах, которым мы не посмели уступить. Молодость! Молодость! В мире нет ничего, ей равного! [37] Упражнение 189. «Разночтения» Прочитайте вслух этот отрывок следующим образом: а) монотонно, слитно, не соблюдая пауз; б) так же монотонно, но останавливаясь в конце каждого речевого акта; в) соблюдая интонационный рисунок, делая необходимые интонационные загибы и остановки. Все варианты надо записать на диктофон. Прослушайте. Какой вариант, по вашему мнению, звучит наиболее естественно? ... Евгений Замятин. МЫ Много невероятного мне приходилось читать и слышать о тех временах, когда люди жили еще в свободном, то есть неорганизованном, диком состоянии. Но самым невероятным мне всегда казалось именно это: как тогдашняя – пусть даже зачаточная – государственная власть могла допустить, что люди жили без всякого подобия нашей Скрижали, без обязательных прогулок, без точного урегулирования сроков еды, вставали и ложились спать, когда им взбредет в голову; некоторые историки говорят даже, будто в те времена на улицах всю ночь горели огни, всю ночь по улицам ходили и ездили. [38] Упражнение 190. «Паузы и ударения» В предложенных фразах расставьте паузы, выделите ударные слова. Прочитайте отрывки в соответствии со своими пометками. Запишите на диктофон, затем прослушайте. ... Аристотель, самый знаменитый из древних мыслителей, полагал, что головной мозг предназначен для охлаждения крови, протекающей через него. Таким образом, важнейший орган оказался уподобленным воздушному кондиционеру. (А Азимов ) [39] ... Он чувствует холодный испуг. В громе музыки, в этих пристальных светах, в размерном движении людей – что‑то предопределенное, властное, чего нарушить нельзя. Да, он говорил то, что должен был говорить, что говорят все, что всякий другой сказал бы на его месте… Значит – покориться, быть так подвластным этим приманкам тела, что куда‑нибудь ехать сейчас – с этой женщиной из кофейни. (В. Гофман ) [40] ... Ты, конечно, не забыл тех сладких, поэтических минут нашей жизни, когда мы, в юношеских мечтах, все молодили вокруг себя, все обливали радужным блеском, всему вдыхали свежую, могучую жизнь, во все верили, всего надеялись, все любили. То было время золотое, время бесценное: румяное утро чистой, девственной мысли, благоуханная весна юного, расцветающего чувства! О, как дорого заплатил бы я теперь за одно из этих светлых мгновений, с какой жадностью бросился бы навстречу всякой былой мечте, как отпраздновал бы ее мимолетное возвращение! (Я. И. Надеждин) [41] Упражнение 191. «Интонация анекдота» Прочитайте анекдот о Ходже Насреддине. Выстройте интонацию, отмечая логические и психологические паузы. Потренируйтесь с диктофоном, а затем расскажите его пяти разным людям. Помните однако, что анекдот должен быть к месту. ... «ТОЛЬКО НЕ ВНУТРИ, А ТАМ, ГДЕ ХОТИТЕ!» У Ходжи спросили: «Когда несут покойника, то где следует находиться – впереди или позади гроба?» – «Только не внутри, – сказал Ходжа, – а там, где хотите, все равно». [42] Упражнение 192. «Правила чтения» Прочитайте стихотворение, стараясь соблюдать все рекомендации, данные в нем. А. В. Прянишников. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи, Следует клетку грудную расширить слегка и при этом Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком – Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность – Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
file:///F:/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%B0/%D0%90%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C/1%20%D0%B7%D1%89%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D1%83%D0%B7%20-%20%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%8C%20%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D1%82%D0%B0%D0%BA,%20%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%8B%20%D0%B2%D0%B0%D1%81%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20(%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B0%20%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%8C%D1%8F%D0%BD)%20%20%20%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.htm

 

Эльвира Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали» 245 простых упражнений по системе Станиславского Тематика: Саморазвитие Расстановка пауз Правильная группировка слов и размещение пауз – одно из необходимых условий для хорошей, красивой речи, для верного ощущения природы своего языка и для умелого пользования им. Различают паузы логические и психологические. Психологическая пауза ставится довольно свободно. В то время как логическая пауза подчинена однажды и навсегда установленным законам, психологическая – не хочет знать никаких стеснений и ограничений. Она может быть поставлена перед и после любого слова, будь то часть речи (существительное, прилагательное, союз, наречие и проч.) или часть предложения (подлежащее, сказуемое, определение и проч). «Во всех указанных случаях, – писал Станиславский, – должно быть непременно соблюдено одно важное условие, а именно: полное оправдание паузы. Для этого необходимо руководствоваться внутренними намерениями автора пьесы, режиссера и самого артиста, создавшего свой подтекст. Психологическая пауза побеждает, насилует все без исключения существующие правила. В смысле беззакония она подобна своевольному правилу о “сопоставлении”, которое тоже нарушает все мешающее ему». ... Для доказательства анархизма психологической паузы приведу несколько примеров. Допустим, что кто‑то спрашивает: «Кого она выбрала себе в спутники?» Другой отвечает: «Тебя и меня». Ввиду того, что союз «и» никогда не отделяется от тех слов, которые он присоединяет, казалось бы, недопустимо делать остановку после него. Но для психологической паузы закон не писан, и потому можно сказать в ответ на заданный ранее вопрос: «Тебя и… (психологическая пауза, с поддразниванием, с жестикуляцией, мимикой и другой игрой, возбуждающими ревность)… меня!» Если бессловесное действие во время вводимой остановки достаточно оправдано и красноречиво, пауза после союза «и» не только приемлема, но и желательна, так как дает жизнь фразе. А вот еще пример своеволия психологической паузы. Казалось бы, нельзя говорить: «Этот (пауза) стул». «Тот (пауза) стол». «Сам (пауза) человек». Тем более что существует правило, запрещающее отделять эти слова от определяемых ими. Но психологической паузе все дозволено, и потому мы мажем сказать: «Этот (психологическая пауза для настойчивого указания избранного предмета) стул». «Тот (психологическая пауза для передачи нерешительности при выборе предмета) стол». «Сам (психологическая пауза с выражением восторга перед другим) человек». А вот еще новый пример своеволия психологической паузы. Нельзя сказать: «Он лежит под (пауза) кроватью». Но психологическая пауза оправдывает эту остановку и отрывает предлог от существительного. «Он лежит под (психологическая пауза с выражением отчаяния, негодования по поводу нетрезвого поведения другого) кроватью». [1] Психологическая пауза ставится перед и после любого слова. «Психологическая пауза является обоюдоострым мечом и может служить как на пользу так и во вред, – предупреждал Станиславский. – Если она поставлена не на месте и плохо оправдана, то производит обратное действие, то есть отвлекает от главного, мешает смыслу, выразительности и вносит путаницу. Если же она поставлена на месте, то помогает не только верной передаче мысли, но и внутреннему оживлению слова». [1] Нельзя злоупотреблять паузами не только логическими, но и психологическими. От этого речь становится путаной и растянутой. Между тем, на сцене такое явление встречается часто. Актеры любят «поиграть» на всем, на чем можно, в том числе и на молчании. Вот почему они готовы любую остановку превратить в психологическую паузу. Таким актерам, злоупотребляющим ею, Станиславский рекомендует допускать эту паузу только тогда, когда она совпадает с логической. Такой прием, по его мнению, уменьшит количество остановок. Паузы психологическая и логическая могут совпадать или не совпадать. Бывают случаи, когда логическая и психологическая паузы не совпадают, а стоят рядом друг с другом. При этом нередко последняя превышает, перевешивает, заслоняет собой первую, отчего страдает смысл и вносится путаница. Это тоже не может быть приветствуемо. Логическая пауза имеет свою относительную длительность. Но психологическая пауза не стесняется временем. Ее молчаливая остановка может быть очень продолжительной, конечно, при условии заполнения ее содержанием и активным бессловесным действием. Упражнение 185. «Логические и психологические паузы» Расставьте в тексте логические и психологические паузы. Прочитайте отрывок и запишите его на диктофон. ... Больше всего на свете я ненавижу гениев. Все эти гении – просто ослы, чем больше гений, тем больше осел. Уж такое это правило, из него не бывает исключений. Из гения, например, никогда не получится делец, как из жида не получится благотворитель или из сосновой шишки – мускатный орех. (Эдгар Аллан По. Делец) [35] Упражнение 186. «Совпадающие паузы» Расставьте в тексте логические и психологические паузы так, чтобы они совпадали. Прочитайте отрывок. ... Женщины кроткие, скромные меньше всего имеют надежды на это счастье; но зато они дороже его ценят. Как они благодарны тем мужьям, которые их любят, на какой пьедестал их ставят! Загляните в душу такой женщины! Ведь это храм, где совершается скромное торжество добродетели. Кроткая женщина не столько радуется тому, что ее любят, сколько торжествует, что род людской не совсем пал, что не одна красота, а и скромное, любящее сердце могут найти себе оценку. Это святое, духовное торжество, это ни с чем несравнимая радость победы добра и честной жизни над злом и развратом. Ну, вот и посудите теперь, честно ли обмануть такую женщину? (Островский Александр Николаевич. Не от мира сего) [36] Упражнение 187. «Расставьте знаки препинания» Из этого текста нарочно убраны знаки препинания. Расставьте их в соответствии с вашим пониманием текста. На основе этих знаков создайте интонационный рисунок текста. ... К. С. Станиславский. МОЯ ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ Наш знаменитый поэт К. Д. Бальмонт сказал как‑то «Надо творить навеки однажды и навсегда!» Сальвини творил навеки однажды и навсегда у Сальвини и у других гениев в эти минуты не было ни тормошни ни торопливости ни истерии ни чрезмерной напряженности ни перетянутого темпа напротив у них было сосредоточенное величавое спокойствие неторопливость которая позволяла доделывать всякое дело до самого конца значит ли это что они не волновались и не переживали со всей силой – внутри конечно нет Это значит только что подлинное вдохновение проявляется не так как описывают в плохих романах или как полагают плохие критики или как думаете вы Вдохновение проявляется в самых многообразных формах от самых неожиданных причин часто тайно от самого творящего. [2] Упражнение 188. «Несовпадающие паузы» Расставьте в тексте паузы таким образом, чтобы логические и психологические паузы не совпадали. Оправдайте это. Прочитайте отрывок. ... О.Уайльд. ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ Простые полевые цветы вянут, но опять расцветают. Будущим летом ракитник в июне будет так же сверкать золотом, как сейчас. Через месяц зацветет пурпурными звездами ломонос, и каждый год в зеленой ночи его листьев будут загораться все новые пурпурные звезды. А к нам молодость не возвращается. Слабеет пульс радости, что бьется так сильно в двадцать лет, дряхлеет тело, угасают чувства. Мы превращаемся в отвратительных марионеток с неотвязными воспоминаниями о тех страстях, которых мы слишком боялись, и соблазнах, которым мы не посмели уступить. Молодость! Молодость! В мире нет ничего, ей равного! [37] Упражнение 189. «Разночтения» Прочитайте вслух этот отрывок следующим образом: а) монотонно, слитно, не соблюдая пауз; б) так же монотонно, но останавливаясь в конце каждого речевого акта; в) соблюдая интонационный рисунок, делая необходимые интонационные загибы и остановки. Все варианты надо записать на диктофон. Прослушайте. Какой вариант, по вашему мнению, звучит наиболее естественно? ... Евгений Замятин. МЫ Много невероятного мне приходилось читать и слышать о тех временах, когда люди жили еще в свободном, то есть неорганизованном, диком состоянии. Но самым невероятным мне всегда казалось именно это: как тогдашняя – пусть даже зачаточная – государственная власть могла допустить, что люди жили без всякого подобия нашей Скрижали, без обязательных прогулок, без точного урегулирования сроков еды, вставали и ложились спать, когда им взбредет в голову; некоторые историки говорят даже, будто в те времена на улицах всю ночь горели огни, всю ночь по улицам ходили и ездили. [38] Упражнение 190. «Паузы и ударения» В предложенных фразах расставьте паузы, выделите ударные слова. Прочитайте отрывки в соответствии со своими пометками. Запишите на диктофон, затем прослушайте. ... Аристотель, самый знаменитый из древних мыслителей, полагал, что головной мозг предназначен для охлаждения крови, протекающей через него. Таким образом, важнейший орган оказался уподобленным воздушному кондиционеру. (А Азимов ) [39] ... Он чувствует холодный испуг. В громе музыки, в этих пристальных светах, в размерном движении людей – что‑то предопределенное, властное, чего нарушить нельзя. Да, он говорил то, что должен был говорить, что говорят все, что всякий другой сказал бы на его месте… Значит – покориться, быть так подвластным этим приманкам тела, что куда‑нибудь ехать сейчас – с этой женщиной из кофейни. (В. Гофман ) [40] ... Ты, конечно, не забыл тех сладких, поэтических минут нашей жизни, когда мы, в юношеских мечтах, все молодили вокруг себя, все обливали радужным блеском, всему вдыхали свежую, могучую жизнь, во все верили, всего надеялись, все любили. То было время золотое, время бесценное: румяное утро чистой, девственной мысли, благоуханная весна юного, расцветающего чувства! О, как дорого заплатил бы я теперь за одно из этих светлых мгновений, с какой жадностью бросился бы навстречу всякой былой мечте, как отпраздновал бы ее мимолетное возвращение! (Я. И. Надеждин) [41] Упражнение 191. «Интонация анекдота» Прочитайте анекдот о Ходже Насреддине. Выстройте интонацию, отмечая логические и психологические паузы. Потренируйтесь с диктофоном, а затем расскажите его пяти разным людям. Помните однако, что анекдот должен быть к месту. ... «ТОЛЬКО НЕ ВНУТРИ, А ТАМ, ГДЕ ХОТИТЕ!» У Ходжи спросили: «Когда несут покойника, то где следует находиться – впереди или позади гроба?» – «Только не внутри, – сказал Ходжа, – а там, где хотите, все равно». [42] Упражнение 192. «Правила чтения» Прочитайте стихотворение, стараясь соблюдать все рекомендации, данные в нем. А. В. Прянишников. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи, Следует клетку грудную расширить слегка и при этом Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком – Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность – Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
file:///F:/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%B0/%D0%90%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C/1%20%D0%B7%D1%89%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D1%83%D0%B7%20-%20%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%8C%20%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D1%82%D0%B0%D0%BA,%20%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%8B%20%D0%B2%D0%B0%D1%81%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20(%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B0%20%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%8C%D1%8F%D0%BD)%20%20%20%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.htm

 

Эльвира Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали» 245 простых упражнений по системе Станиславского Тематика: Саморазвитие Расстановка пауз Правильная группировка слов и размещение пауз – одно из необходимых условий для хорошей, красивой речи, для верного ощущения природы своего языка и для умелого пользования им. Различают паузы логические и психологические. Психологическая пауза ставится довольно свободно. В то время как логическая пауза подчинена однажды и навсегда установленным законам, психологическая – не хочет знать никаких стеснений и ограничений. Она может быть поставлена перед и после любого слова, будь то часть речи (существительное, прилагательное, союз, наречие и проч.) или часть предложения (подлежащее, сказуемое, определение и проч). «Во всех указанных случаях, – писал Станиславский, – должно быть непременно соблюдено одно важное условие, а именно: полное оправдание паузы. Для этого необходимо руководствоваться внутренними намерениями автора пьесы, режиссера и самого артиста, создавшего свой подтекст. Психологическая пауза побеждает, насилует все без исключения существующие правила. В смысле беззакония она подобна своевольному правилу о “сопоставлении”, которое тоже нарушает все мешающее ему». ... Для доказательства анархизма психологической паузы приведу несколько примеров. Допустим, что кто‑то спрашивает: «Кого она выбрала себе в спутники?» Другой отвечает: «Тебя и меня». Ввиду того, что союз «и» никогда не отделяется от тех слов, которые он присоединяет, казалось бы, недопустимо делать остановку после него. Но для психологической паузы закон не писан, и потому можно сказать в ответ на заданный ранее вопрос: «Тебя и… (психологическая пауза, с поддразниванием, с жестикуляцией, мимикой и другой игрой, возбуждающими ревность)… меня!» Если бессловесное действие во время вводимой остановки достаточно оправдано и красноречиво, пауза после союза «и» не только приемлема, но и желательна, так как дает жизнь фразе. А вот еще пример своеволия психологической паузы. Казалось бы, нельзя говорить: «Этот (пауза) стул». «Тот (пауза) стол». «Сам (пауза) человек». Тем более что существует правило, запрещающее отделять эти слова от определяемых ими. Но психологической паузе все дозволено, и потому мы мажем сказать: «Этот (психологическая пауза для настойчивого указания избранного предмета) стул». «Тот (психологическая пауза для передачи нерешительности при выборе предмета) стол». «Сам (психологическая пауза с выражением восторга перед другим) человек». А вот еще новый пример своеволия психологической паузы. Нельзя сказать: «Он лежит под (пауза) кроватью». Но психологическая пауза оправдывает эту остановку и отрывает предлог от существительного. «Он лежит под (психологическая пауза с выражением отчаяния, негодования по поводу нетрезвого поведения другого) кроватью». [1] Психологическая пауза ставится перед и после любого слова. «Психологическая пауза является обоюдоострым мечом и может служить как на пользу так и во вред, – предупреждал Станиславский. – Если она поставлена не на месте и плохо оправдана, то производит обратное действие, то есть отвлекает от главного, мешает смыслу, выразительности и вносит путаницу. Если же она поставлена на месте, то помогает не только верной передаче мысли, но и внутреннему оживлению слова». [1] Нельзя злоупотреблять паузами не только логическими, но и психологическими. От этого речь становится путаной и растянутой. Между тем, на сцене такое явление встречается часто. Актеры любят «поиграть» на всем, на чем можно, в том числе и на молчании. Вот почему они готовы любую остановку превратить в психологическую паузу. Таким актерам, злоупотребляющим ею, Станиславский рекомендует допускать эту паузу только тогда, когда она совпадает с логической. Такой прием, по его мнению, уменьшит количество остановок. Паузы психологическая и логическая могут совпадать или не совпадать. Бывают случаи, когда логическая и психологическая паузы не совпадают, а стоят рядом друг с другом. При этом нередко последняя превышает, перевешивает, заслоняет собой первую, отчего страдает смысл и вносится путаница. Это тоже не может быть приветствуемо. Логическая пауза имеет свою относительную длительность. Но психологическая пауза не стесняется временем. Ее молчаливая остановка может быть очень продолжительной, конечно, при условии заполнения ее содержанием и активным бессловесным действием. Упражнение 185. «Логические и психологические паузы» Расставьте в тексте логические и психологические паузы. Прочитайте отрывок и запишите его на диктофон. ... Больше всего на свете я ненавижу гениев. Все эти гении – просто ослы, чем больше гений, тем больше осел. Уж такое это правило, из него не бывает исключений. Из гения, например, никогда не получится делец, как из жида не получится благотворитель или из сосновой шишки – мускатный орех. (Эдгар Аллан По. Делец) [35] Упражнение 186. «Совпадающие паузы» Расставьте в тексте логические и психологические паузы так, чтобы они совпадали. Прочитайте отрывок. ... Женщины кроткие, скромные меньше всего имеют надежды на это счастье; но зато они дороже его ценят. Как они благодарны тем мужьям, которые их любят, на какой пьедестал их ставят! Загляните в душу такой женщины! Ведь это храм, где совершается скромное торжество добродетели. Кроткая женщина не столько радуется тому, что ее любят, сколько торжествует, что род людской не совсем пал, что не одна красота, а и скромное, любящее сердце могут найти себе оценку. Это святое, духовное торжество, это ни с чем несравнимая радость победы добра и честной жизни над злом и развратом. Ну, вот и посудите теперь, честно ли обмануть такую женщину? (Островский Александр Николаевич. Не от мира сего) [36] Упражнение 187. «Расставьте знаки препинания» Из этого текста нарочно убраны знаки препинания. Расставьте их в соответствии с вашим пониманием текста. На основе этих знаков создайте интонационный рисунок текста. ... К. С. Станиславский. МОЯ ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ Наш знаменитый поэт К. Д. Бальмонт сказал как‑то «Надо творить навеки однажды и навсегда!» Сальвини творил навеки однажды и навсегда у Сальвини и у других гениев в эти минуты не было ни тормошни ни торопливости ни истерии ни чрезмерной напряженности ни перетянутого темпа напротив у них было сосредоточенное величавое спокойствие неторопливость которая позволяла доделывать всякое дело до самого конца значит ли это что они не волновались и не переживали со всей силой – внутри конечно нет Это значит только что подлинное вдохновение проявляется не так как описывают в плохих романах или как полагают плохие критики или как думаете вы Вдохновение проявляется в самых многообразных формах от самых неожиданных причин часто тайно от самого творящего. [2] Упражнение 188. «Несовпадающие паузы» Расставьте в тексте паузы таким образом, чтобы логические и психологические паузы не совпадали. Оправдайте это. Прочитайте отрывок. ... О.Уайльд. ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ Простые полевые цветы вянут, но опять расцветают. Будущим летом ракитник в июне будет так же сверкать золотом, как сейчас. Через месяц зацветет пурпурными звездами ломонос, и каждый год в зеленой ночи его листьев будут загораться все новые пурпурные звезды. А к нам молодость не возвращается. Слабеет пульс радости, что бьется так сильно в двадцать лет, дряхлеет тело, угасают чувства. Мы превращаемся в отвратительных марионеток с неотвязными воспоминаниями о тех страстях, которых мы слишком боялись, и соблазнах, которым мы не посмели уступить. Молодость! Молодость! В мире нет ничего, ей равного! [37] Упражнение 189. «Разночтения» Прочитайте вслух этот отрывок следующим образом: а) монотонно, слитно, не соблюдая пауз; б) так же монотонно, но останавливаясь в конце каждого речевого акта; в) соблюдая интонационный рисунок, делая необходимые интонационные загибы и остановки. Все варианты надо записать на диктофон. Прослушайте. Какой вариант, по вашему мнению, звучит наиболее естественно? ... Евгений Замятин. МЫ Много невероятного мне приходилось читать и слышать о тех временах, когда люди жили еще в свободном, то есть неорганизованном, диком состоянии. Но самым невероятным мне всегда казалось именно это: как тогдашняя – пусть даже зачаточная – государственная власть могла допустить, что люди жили без всякого подобия нашей Скрижали, без обязательных прогулок, без точного урегулирования сроков еды, вставали и ложились спать, когда им взбредет в голову; некоторые историки говорят даже, будто в те времена на улицах всю ночь горели огни, всю ночь по улицам ходили и ездили. [38] Упражнение 190. «Паузы и ударения» В предложенных фразах расставьте паузы, выделите ударные слова. Прочитайте отрывки в соответствии со своими пометками. Запишите на диктофон, затем прослушайте. ... Аристотель, самый знаменитый из древних мыслителей, полагал, что головной мозг предназначен для охлаждения крови, протекающей через него. Таким образом, важнейший орган оказался уподобленным воздушному кондиционеру. (А Азимов ) [39] ... Он чувствует холодный испуг. В громе музыки, в этих пристальных светах, в размерном движении людей – что‑то предопределенное, властное, чего нарушить нельзя. Да, он говорил то, что должен был говорить, что говорят все, что всякий другой сказал бы на его месте… Значит – покориться, быть так подвластным этим приманкам тела, что куда‑нибудь ехать сейчас – с этой женщиной из кофейни. (В. Гофман ) [40] ... Ты, конечно, не забыл тех сладких, поэтических минут нашей жизни, когда мы, в юношеских мечтах, все молодили вокруг себя, все обливали радужным блеском, всему вдыхали свежую, могучую жизнь, во все верили, всего надеялись, все любили. То было время золотое, время бесценное: румяное утро чистой, девственной мысли, благоуханная весна юного, расцветающего чувства! О, как дорого заплатил бы я теперь за одно из этих светлых мгновений, с какой жадностью бросился бы навстречу всякой былой мечте, как отпраздновал бы ее мимолетное возвращение! (Я. И. Надеждин) [41] Упражнение 191. «Интонация анекдота» Прочитайте анекдот о Ходже Насреддине. Выстройте интонацию, отмечая логические и психологические паузы. Потренируйтесь с диктофоном, а затем расскажите его пяти разным людям. Помните однако, что анекдот должен быть к месту. ... «ТОЛЬКО НЕ ВНУТРИ, А ТАМ, ГДЕ ХОТИТЕ!» У Ходжи спросили: «Когда несут покойника, то где следует находиться – впереди или позади гроба?» – «Только не внутри, – сказал Ходжа, – а там, где хотите, все равно». [42] Упражнение 192. «Правила чтения» Прочитайте стихотворение, стараясь соблюдать все рекомендации, данные в нем. А. В. Прянишников. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи, Следует клетку грудную расширить слегка и при этом Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком – Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность – Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
https://stanislavsky245.bib.bz/rasstanovka-pauz